Главная Воскресная школа Строительство храма Вопросы настоятелю

ЕДИНЕНИЕ РУСИ



Среди деяний святого равноапостольного князя Владимира, совершенных им при Крещении Руси всегда упоминается и совершенное им объединение русского народа.

Следует различать собирание земли Русской и созидание народного единства. Святой князь Владимир в деятельности своей осуществлял и то, и другое. Начало собиранию земли Русской и объединению племен под началом Киевского князя было положено еще его отцом Святославом. Дело продолжил Владимир и, будучи еще язычником, совершил несколько удачных походов, в частности на поляков, вятичей и ятвягов.

Однако, это расширение владений Киевского князя не было еще созиданием будущего великого Русского царства и не этими походами созидалось будущее единство русского народа. Потому что не обширность территории делает великим государство и не границы его обусловливают единение народа. Но великие государства и единство народное созидаются на духовных основаниях, общими духовными идеалами, целями и устремлениями. Поэтому именно Крещением Руси было положено основание если не государственности как таковой, то, во всяком случае,великому будущему русского православного царства и крепкому единству русского народа.

На протяжении всей человеческой истории сильные мира сего предпринимали великие походы, подчиняли своей власти многие племена и земли. Но не становились люди, находившиеся под властью вавилонских, персидских, греческих, римских царей, единым народом. Впрочем, судьба Римской империи особенна (чем и показательна), ибо племена ее населявшие, дожили до осознания себя единым народом. Но произошло это именно тогда, когда они объединились единством христианской веры и стали называтьсяправославными ромеями. То же повторилось и на Руси.

Но что является причиной разделения человечества, почему так трудно дается нам, казалось бы, всеми желаемое единство, и почему так легко вспыхивает ненавистная всеми вражда. Ответ на эти вопросы дает Священная история человеческого бытия, запечатленная в Библии. Эта история показывает, что начальной причиной разделения людей стал грех. «У людей не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества», - пишет святитель Василий Великий. В самом деле, пока первобытные люди, Адам и Ева, жили в любви к Богу и исполняли Его заповеди, то жизнь их текла мирно, в любви и согласии друг с другом (см.: Быт. 2:23-25). Но после совершённого греха онипочувствовали взаимное отчуждение, сшили себе опоясания. В их потомках греховное повреждение человеческой природы усилилось, а с ним усилилась и взаимная вражда. Уже в их детях совершается братоубийство, и Каин по зависти убивает Авеля (см.: Быт. 4:8);а в речи первого многоженца Ламеха слышится даже некая похвальба совершенными убийствами(см.: Быт. 4:23-24).

При строительстве Вавилонской башни Господь разделяет языки людей и расселяет их, чем пресекается богоборческое дело их (см.: Быт. 11:6-8). С этого времени разным народам (языкам) предоставлена возможность «ходить своими путями», сохраняя благочестивую память о Боге, сохраняя верность Его заповедям. Однако, история показала, что ни одно племя не смогло сохранить верность Богу своими силами. Только потомки Сима, сына праведного Ноя, в роде Авраама сохраняли поклонение истинному Богу, но и для них это стало возможным только вследствие особого попечения Божия.

Искупительный подвиг Спасителя Христа вновь открыл возможность для благодатного единения людей с Богом и друг с другом. Сошествие Святого Духа на апостолов образовало общество новых людей – Церковь Христову – новый народ, способный быть единым независимо от рода или племени. А теперь вы отложите все, пишет апостол Павел к колоссянам, гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3:8-11). Как отдельные личности, так и целые племена, принимающие святое Крещение, входили в единую христианскую семью, осознавая себя народом Божиим, как сказано в соборном послании апостола Петра: некогда не народ, а ныне народ Божий (1Пет. 2:10).

Так осознали себя и русские люди, приняв святое Крещение в водах Днепра. Свидетельством тому является «Слово о законе и благодати» святителя Илариона, который через пятьдесят лет после принятия Русью Крещения, употребляет в своей проповеди словосочетание«русский народ», вместо обычного для того времени понятия «Русская земля». «Вера благодатная по всей земле простерлась, – пишет митрополит Иларион, – и до нашего народа русского дошла… Вот уж и мы со всеми христианами славим Святую Троицу».

Хотелось бы еще обратить внимание на отмеченные в летописях искания князя Владимира. Он слушает приходящих к нему из разных земель людей о законах, по которым они живут, советуется со своей дружиной. Современным языком это можно назвать поиском национальной идеи. Несомненно, что идеей твердой и основательной может быть только идея религиозная. Это понимал русский князь и нельзя сказать, что у него изначально не было этой идеи. Мы видим, что первым естественным его стремлением было укреплять единство своего государства, основываясь на вере в «древних славянских богов». Однако для всякого здравомыслящего человека очевидно, что язычество с его многобожием не может быть основанием для народного единства. Не могут быть едины люди, в каждой деревне почитающие своего бога – это, наоборот, приносит разобщение в общество.

А. Гитлер предписывал своим военачальникам на захваченных русских территориях поддерживать образование любых сект и даже шаманских культов потому что, совершенно справедливо отмечал он, это будет способствовать разобщению русского народа. Удивительно, если этого не понимают современные неоязычники. Мы же имеем все основания утверждать, что насаждающие и способствующие сегодня распространению нового язычества в России и на Украине, являются явными или скрытыми врагами единства русского народа, а следующие их призывам – заблудившимися и темными людьми, не понимающими, что они делают.

Возвращаясь к нашей теме отметим, что князь Владимир предпринимал попытки преодолеть разобщенность племен, почитающих разных богов, устроив в Киеве пантеон, куда были поставлены многие идолы, и даже особо выделил среди них Перуна. Однако событие, произошедшее в 983 году, на многих произвело впечатление и, несомненно, заставило задуматься и князя Владимира.

После очередной победы было решено принести в жертву богам и жребий пал на юношу Иоанна, сына православного варяга Феодора. Однако, этот воин-христианин не только не отдал сына своего на поругание, но с оружием в руках стал на защиту своей веры, а с нею и сына, и сражался пока не был убит вместе с юношей (их память Русская Церковь совершает 12/25 июля). Сопротивление этого мужественного варяга-христианина, который в одиночку противостал толпе язычников и заставило задуматься князя Владимира. Быть может тогда стало для него проясняться, что язычество не имеет перспектив ни для государственного развития, ни для народного единства. И, во-первых, потому, что это есть духовная слепота, неведение истинного Бога, служение бесам, как было сказано варягом Феодором. Во всяком случае, после этого события начались духовные поиски, испытания вер, которые привели князя к Православию.

Милостью Божией и мудрым выбором святого князя Владимира благодатная сила святого Крещения соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Тогда было заложена и та особенность русского православного народного единства, которая именуется соборностью. Она заключается в стремлении к христианским идеалам и их хранению как национальнойсвятыне. Соборность, как пишет митрополит Иоанн (Снычев), заключается в «собранности» вокруг Церкви», в сознании духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. «Соборность – это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу «обожиться», «освятиться», воплотить в себе нравственный идеал Православия».

На этих замечательных словах и накануне отмечаемого на государственном уровне Дня Крещения Руси, остается пожелать всем нам твердо держаться основ народного благочестия и единства, заповеданных святым равноапостольным князем Владимиром.

Благочинный Азовского района иеромонах Амфилохий (Пономаренко)


Перейти к списку публикаций