Главная Воскресная школа Строительство храма Вопросы настоятелю

Рождество Иоанна Предтечи

7 июля – рождество Пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господа нашего Иисуса Христа.



Это самый чтимый святой после Пресвятой Богородицы, рождество которого было предвозвещено пророком Исаией еще за 700 лет до самого события.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захария (из рода Аарона) и праведной Елисаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима.

Он по материнской линии приходился родственником Гос-пода Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа.

Весть о будущем рождении сына Иоанна праведный священник Захарий получил от архангела Гавриила во время служения в храме, которой он не поверил, хотя и был полон веры в Бога, и до самого рождения сына был наказан немотой за свое неверие.

И вот по промыслу Божиему у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, о котором они так долго молились.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлиеме и его окрестностях, свершавшихся по приказу царя Ирода, желавшего царствовать безраздельно.

Благочестивая Елисавета укрылась в пещерах пустыни, где прожила с сыном до самой смерти. Праведный Захарий остался в Иерусалиме и продолжил священническое служение, но за отказ от сотрудничества по приказу царя был убит прямо в храме.

Святой Иоанн, охраняемый ангелами, вырос в дикой пустыне. Питался только акридами (род саранчи) и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясываясь кожаным поясом, готовя себя к высокому служению. Именно он, Иоанн, есть начало начал монашества. А слова его были настолько сильны, что потрясали до глубины души, от него и берет начало миссионерское служение и апостольское благовестие. Уста праведника не смыкались до самой его мученической кончины.

В тридцатилетнем возрасте Господь призвал его к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, Пророк Иоанн явился на берега Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). Здесь и обратился он к людям, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов.

Сущность его проповеди заключалась в том, что люди должны нравственно очиститься и, таким образом, приготовить себя к принятию Евангелия, конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным Таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Когда ожидание Миссии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями – схождением Святого Духа в виде голубя и гласом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…»

Крещение Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение.

Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За что скоро и пострадал.

Так, за обличение царя Ирода Антипа (сына Ирода Великого) в оставлении законной жены и сожительстве с Иродиадой, женой родного брата, он был брошен в темницу. А позже по просьбе дочери сожительницы Ирода Соломии, которой царь дал клятву ни в чем не отказывать, Иоанну отрубили голову и отдали ее девице. Соломия отнесла ее матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой Пророка, бросила ее в грязное место.

Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Святая же глава Пророка была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».

Он завершил историю Церкви Ветхозаветной и открыл эпоху Нового завета. Открыто и ясно указал на пришествие в мир Единородного Сына Божия: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Иоанн Предтеча действительно есть идеал праведности в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и совершенства.

Праздник Рождества Иоанна Крестителя был принят нашим народом, хотя старинные верования отмирали довольно долго.

Раннее в этот день наши предки славяне–язычники праздновали день солнцестояния, поклоняясь языческому Богу Купала. Под этим именем они боготворили благоденственную для растений силу воды и животную теплоту солнца и веровали, что этот Бог сокрыт в воде, в огне и в травах.

В давние времена христианские наши предки по своей неразвитости, смешивая языческое с христианским, присоединили праздник Купалы к празднику Святого Иоанна Предтечи, дав ему прозвание Иван Купала. Этот праздник проходил с гаданиями, кострами, языческими игрищами.

В настоящее время этот день по знанию или незнанию проходит с проведением «купальных торжеств», которые не носят ярко выраженного религиозного характера, а лишь являются продолжением народной эстетической традиции. Имена большинства языческих Богов забыты и воспринимаются как мифические игровые персонажи.

Но нам, православным христианам, надо знать об истинном назначении этого праздника. И помнить о том, кто когда-то потряс сердца человеческие праведным Покаянием и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Святой Иоанне Пророче, Крестителю Господень, моли Бога о нас!

По благословлению Благочинного Азовского района Священника Сергия, помощник по работе с молодежью Татьяна Дупс


Перейти к списку публикаций